среда, 23 октября 2013 г.

О шансах найти дорогую марку.



Попробуем спокойно прикинуть шансы найти дорогую почтовую марку в обычной коллекции. Естественно, нижеизложенное не есть результат кропотливых исследований, поскольку нет ни времени, ни желания листать десятки томов каталогов и подсчитывать точное число всех выпущенных марок (у кого есть несколько свободных месяцев, может этим заняться). Это просто приблизительные прикидки. Любители точных цифр могут проигнорировать все, что написано ниже. Как и те, кто не хочет окончательно испортить себе настроение.

1. Общее количество почтовых марок
Итак, со времен Черного пенни во всем мире выпущено порядка шестисот тысяч тиражей почтовых марок. Каждый тираж в зависимости от численности населения страны и каприза эмитента включает в себя от десятков тысяч до десятков миллионов экземпляров. Например, для относительно небольшой Японии тираж в десятки миллионов — не редкость. Для верности возьмем средний тираж для страны средних размеров — примерно 200-300 тыс. марок. Пусть будет 200 000. Путем простейшего перемножения этой цифры на 0,6 миллиона тиражей получаем общее количество выпущенных за все время почтовых марок — 120 млрд. Цифра, мягко говоря, неточная, но это максимально возможное без скрупулезного подсчета приближение, поэтому возьмем ее за точку отсчета.

Гораздо сложнее сказать, какая часть этих выпусков дожила до сегодняшних дней. Допустим, половина из этого количества марок безвозвратно утеряна после использования по прямому назначению, то есть после оплаты почтовых услуг. Следует иметь ввиду, что марки в основном исчезали в первые десятилетия их использования, когда они не вызывали большого интереса как объект коллекционирования. Впоследствии сложилась практика, когда организации, получающие большой объем корреспонденции, стали сдавать конверты на вес целыми контейнерами филателистическим дилерам. Поэтому значительная часть почтовой продукции даже после использования попадает на филателистический рынок. Останется 60 млрд. Для верности отбросим еще 10 млрд (какая мелочь) и округлим до пятидесяти миллиардов.

2. Общее количество дорогих марок
Теперь о цели наших поисков. На сегодняшний день известно примерно полторы тысячи редких марок, цена которых измеряется в тысячах и более долларов. Редкость таких марок по степени возрастания обозначается буквами от «R» до «RRRR». Каждая из этих марок насчитывает от нескольких до нескольких десятков экземпляров. Правда, в некоторых случаях хорошую цену показывают марки, сохранившиеся и в сотнях экземпляров, но и в этом случае лишь малая часть из них имеет хорошую сохранность, позволяющую выгодно продать их. Поэтому остановимся на цифре 100. Итого получаем 150 000 марок (1500 х 100). И это достаточно оптимистичный расчет.

3. Шанс найти дорогую марку в коллекции
Теперь количество дорогих марок 150 тыс. поделим на общее число 50 млрд. И получим… 0,000003. То есть шансы найти дорогую марку равны примерно трем из миллиона! В лотерею выиграть легче.

Но даже это в теории. А на практике получается вот что: представьте себе огромный галечный пляж, где на каждый миллион галек попадается три с вкраплениями драгоценных камней. И по этому пляжу в течение сотни лет ходят люди и выискивают ту самую «драгоценную» гальку. Причем среди искателей есть серьезно озабоченные, которые пользуются лупами, лопатами, и даже экскаваторами. Как Вы думаете, сколько таких камней останется на пляже через 100 лет?

Вот примерно такая же ситуация и в филателии. Практически все раритеты, которые существуют, давным-давно найдены, классифицированы и нашли свое место в коллекциях. Причем многие из них в музеях, что равносильно клинической смерти, поскольку встретить такую марку на улице, в смысле на рынке, уже не вариант. Посему тот самый шанс из миллиона можете поделить на любое удобное Вам число и Вы получите примерное представление о том, какова вероятность обнаружения дорогой почтовой марки в вашей коллекции. Это вполне может быть и одна стомиллионная, и одна миллиардная…

Из всего сказанного вывод простой: если Вам досталось, подарили или Вы купили кучу марок где-нибудь на барахолке, на аукционе, у дилера, нет никакого смысла их перебирать в надежде найти что-то ценное. Ничего не найдете: там до Вас перебирали столько раз, что все вычистили. Вспомните, часто ли Вы слышали подтвердившиеся истории о том, что кто-то нашел раритетную марку. Думаю, все помнят прошлогоднюю шумиху со Святым Граалем, якобы обнаруженным немецким пенсионером в киловаре. Тогда эксперты нью-йоркского Филателистического фонда сразу успокоили коллекционеров, заявив, что никакой это не Грааль.

Смысл рыться и оценивать, искать в каталогах, показывать оценщику есть только в том случае, если марки всплыли нетронутыми откуда-то из «дошестидесятых» (все с того же пресловутого чердака). Речь не идет также о доставшейся в наследство серьезной коллекции почтовых марок, в которую вкладывались и душа, и время, и, главное, деньги. А если коллекция действительно серьезная, Вам об этом будет известно, я Вас уверяю.

4. Свет в конце туннеля
Возможно, не следовало всего этого писать: такая статистика способна отпугнуть какую-то часть начинающих филателистов. С другой стороны, уйдут самые меркантильные, а крепкие духом и заинтересованные в самом процессе коллекционирования останутся.

Тем не менее, попробую немного подсластить пилюлю. Во-первых, кроме «тысячников», есть большое число марок, оцениваемых в сотни долларов. Их насчитывается около десятка тысяч и их общая численность с учетом значительно большего количества сохранившихся экземпляров на порядок выше тех 150 тысяч, о которых мы говорили. Соответственно и шанс найти их возрастает многократно. Скажем, один из пятидесяти тысяч… или ста тысяч… Ну как, готовы потратить месяц-другой на рассмотрение десятков заполненных кляссеров из папиной коллекции в надежде найти ту самую марку ценой в 500 долларов?

А во-вторых, какие бы выкладки и расчеты не приводились, такие находки все-таки происходят (должна же когда-то реализовываться теория вероятностей). И кто сказал, что не Вы будете тем счастливчиком, которому попадется клад?..

Источник: http://stamp-up.ru

11 комментариев:

  1. продам марки за хорошую цену

    ОтветитьУдалить
  2. Тоже продам целая книга хороших марок

    ОтветитьУдалить
  3. Хорошая статья, но всё же... Всё сводится к баблу!
    Мы в 80-ых коллекционировали просто так, чтоб были, а не с учётом того чтоб наживаться. И по сей день открывая альбомы любуемся марками. Даже в мозг не приходит идея продать или оценить...

    ОтветитьУдалить
  4. Дед был профессор, серьезный коллекционер, когда брал Берлин, разжился чем то серьезным...но умер. Как бы оценить, да продать?

    ОтветитьУдалить
  5. У меня есть много разных марок ,
    andrche87@mail.ru

    ОтветитьУдалить
  6. За какую цену продать марки

    ОтветитьУдалить
  7. Подскажите хорошего и толкового оценщика марок, писать на почту!

    ОтветитьУдалить
  8. Есть марки кому продать?

    ОтветитьУдалить